Гот-культура: грани тьмы

О, страшный ангел одиночества,
Последний друг.
Полны могильной безмятежностью
Твои шаги.
Кого люблю с бессмертной нежностью
И те - враги.
Д.С. Мережковский

И всё-таки я живой, потому что
моя любовь и отчаяние живы.
Поль Элюар

Жизнь - борьба, сегодня это борьба идей. Волна пост-панка - изначально ставящего себя поперек дороги благопристойности - породила в конце 70-х замкнутую субкультуру так называемых современных готов. Здесь ценится депрессия, одиночество, меланхолия, вера в потусторонние силы, желание выразить себя внешне, темные тона настроения... и одежды. Общение сильно смещено в виртуальную среду или в области, где нет тотального контроля общества: литература, кино, живопись, музыка.

В России готическая среда начала развиваться с середины 90-х годов. Но уже в 80-х существовали музыкальные группы, кстати, также появившиеся на исходе пост-панка, которые были близки к ней по мировоззрению. Сюда можно отнести "Агату Кристи", "Наутилус Помпилиус", "Алису". Сегодня русские готы все еще замкнуты в себе, но приобретают больше западных черт. Из других субкультур, порожденных рок-н-роллом, переходу сюда подвержена молодежь из металл - культуры. Видимо, тактика поведения "сумрачного" сообщества становится более приемлемой и для них, поскольку уже есть такое течение, как gothic metal.

У нас попытки "вывести" коллективы этого направления вряд ли завершаться успехом. Поскольку здесь преобладает поверхностное знание подобной музыки, "человечное" желание набить карман и добиться признания - как раз, то, что истинным готам и не свойственно. Более перспективен русский кинематограф. С одной стороны он гибок для восприятия, а с другой - обладает той глубиной проникновения в образ, которой не хватает зарубежному "мистическому" кино.

Например, предприимчивые криейторы любят взять что-нибудь à la Goth, с целью пощекотать нервы публике, да и самим в накладе не остаться. Расхожим является такой рецепт: смешать незатейливый сюжет с парой леденящих кровь спецэффектов, добавить любовную интригу, примазать хэппи-энд и, конечно же, ввести хоть один готический персонаж (в просторечии, страшилку). У него должен быть и "характерный" имидж - мстителен, подчинятся чей - то злой воле, всегда в закрытом черном одеянии, кроме того, бледен, лицо с темными разводами под глазами, длинные сальные волосы... Получается прямо-таки пропагандистский плакат "Знай врага в лицо". Но здесь - то и кроется главная опасность: обосновывается не объективная причина неприятия, а прямо указывается, кого надо ненавидеть.

Стяжатели рангом пониже превращают готов модную тенденцию. Итог: необоснованное применение исторических интерьеров, метры ядовито - яркой материи, а также обилие тварей шипящих, прыгающих и ползущих (чего стоит клип на песню "Мышка" Филиппа Киркорова).

"Готическое" кино в своих сюжетах гораздо логичнее. Его герой, который, естественно является положительным, уходит из мира обычных людей в мир потусторонних сил, лишь только потому, что первый сам начал творить беспричинное зло. Классическим в этом плане является фильм "Ворон", где после расправы шайкой хулиганов над Эриком Дрэйвеном и его невестой, тот превращается в оборотня, чтобы отомстить.

Среди обвинений, выдвигаемых "правильными" согражданами готической группировке - извращение морали, стремление к повальному разрушению, нигилизм. Если принять это всерьез, выходит, что любая молодежная тусовка с космической скоростью катит нас прямо к концу света. На самом деле, знак минус над ними мы ставим, чтобы остаться единственными в "белых одеждах". Но и готы в ответ на симуляции привлекают в ряды "своих" литераторов, художников, политических деятелей, которые уже по своим убеждениям относятся к совершенно другим течениям. Так, среди готических писателей называются Жуковский, Батюшков, и что совсем невероятно, Пушкин. Романтизм 19 века, конечно, можно назвать причастным к духу Goth. Но! Во-первых, получается, что он сильно мутировал. А во - вторых, используя такой подход, можно элементарно попасть впросак. Большой ошибкой является отбор музыкальных или литературных артефактов только по наличию в них слов "сумрак", "тайна", "мгла", "бездна", "могила", "беззакатный" etc.

А вообще, любят у нас стричь по одну гребенку - если кто увлекается мистикой, слушает тяжелый рок, одевается не как все - то это, якобы, катализатор хаоса. Но как раз уход в такой "мрак" - сидячая забастовка: "Мы не носим золото - оно символ вашего богатства, мы печальны - потому что вы лицемерны в своей радости, мы всегда помним об ушедших, когда вы забываете даже самих себя". Да, это именно полный отказ от активной борьбы, вооруженный нейтралитет в пользу собственного достоинства. Отсюда и вывод, что "тлетворный дух" разрушения исходит не от данной субкультуры. Просто иногда требуется найти виноватых в наших несовершенствах.

Готы сообщество замкнутое, но не агрессивное, поскольку здесь ценится уход в себя, утонченная красота, любовь к невозвратимым потерям (будь то разрушенные памятники, прошедшая эпоха, погибшие друзья) - отсюда рождается депрессия. Не каждый из нас обладает таким грузом знаний символики, философской литературы, религиозных течений, как рядовой гот. Эта субкультура - явление синтетическое, поэтому предпочитает вбирать нужные элементы из других социумов, но не механически, а постоянно сверяя их со своими убеждениями. Так, один из основных символов - египетский крест - анх, не просто популярное в этом кругу украшение, а знак вечной жизни. Что касается внешнего вида, то это реальное воплощение внутреннего состояния, а не искаженная мода.

Конечно, подобный душевный настрой с современной точки зрения патологичен и не может вызывать одобрения общей культуры. Ну, а если эту общую культуру рассмотреть на предмет ее ценностей, то получается, что верховодит всем пресловутый золотой телец. Как бы его не скрывали за высокопарными словами, упрямый бычок нет-нет, да и подденет чью-нибудь совесть рогом. Поэтому в противоположность ложному блеску - тот уход в темноту, и от понимания повсеместной лжи, и от своего бессилия. Блеск затмевает дорогу к свету. Но кто свернул не на ту, по мнению большинства, тропу, ориентируются интуитивно. Их внутренний свет приведет к такой истине, где бог общего места не сможет свести индивидуальность к нулю. Уже в названии этого феномена - Goth - есть отсылка к средневековью, пусть непросвещенному и даже дикому, но все же со своими идеалами вечности, памяти, печали.

...Мне вспоминается фраза из книги, которую не каждый сегодня и в руках держал: "Братья, помолитесь о нас!".

Discuss this in the Forum      Обсудить это на Форуме

Copyright ╘ 2003 by Sergey Karpukhin
Back to Café